?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Тематика евразийской интеграции с развитием ее кавказской компоненты имеет очевидную перспективу стать главным нервом внешней политики Южной Осетии. Помимо экономического и других аспектов здесь просматривается потенциальный ресурс расширения международной легитимации югоосетинской государственности и здесь же, как это не парадоксально звучит, могут таиться определенные риски для суверенитета Южной Осетии.

Определенные шаги в направлении взаимодействия с интеграционными объединениями уже предпринимались, впрочем, эффект этих попыток трудно недооценить. Еще в конце 1990-х годов Южная Осетия и Абхазия получили статус наблюдателей в Северо-Кавказской ассоциации социально-экономического сотрудничества, а 17 октября 2008 г. 34-я сессия парламентского собрания Союза Беларуси и России проголосовала за предоставление парламентам Республики Южная Осетия и Республики Абхазия статуса постоянных наблюдателей [1]. Сейчас речь может идти уже о перспективе Евразийского Союза.

Интерес к сотрудничеству с Евразийскими интеграционными объединениями государств Южная Осетия неоднократно обозначала. Следует, однако, отметить, что страны Евразийского пространства в своем большинстве не испытывают энтузиазма в отношении устремлений Южной Осетии и Абхазии. В ответ на заявления Южной Осетии о заинтересованности в сотрудничестве с Таможенным союзом некоторые участники этого объединения поспешили обозначить свою негативную реакцию. Среди главных причин такой реакции можно предположить опасения вызвать неодобрение Запада, где периодически декламируют мантру о поддержке территориальной целостности Грузии и неприемлемости признания независимости Южной Осетии и Абхазии.

На данный момент речь о возможности присоединения Южной Осетии и Абхазии к Таможенному союзу или какому-либо другому интеграционному объединению не идет, однако вопрос о взаимодействии с повестки не снимается. Справедливости ради, следует отметить, что для вступления в международные организации признание со стороны всех их членов не является обязательным условием. Так, в ООН могут входить страны, которые не признают друг друга (Израиль и ряд арабских стран, Чехия и Лихтенштейн и т.д.) [2]. Однако получение признания со стороны государств евразийского интеграционного объединения для Южной Осетии важно и над этим надо работать. Любое взаимодействие, связанное с интеграционными процессами, может быть определенным шагом в этом направлении.

Однако располагает ли Южная Осетия ресурсами, которые могут представлять интерес для государств евразийских объединений? Учитывая, что важным мотивом евразийской интеграции, хотя обычно и не декларируемым, для ряда государств является возможность обеспечить наиболее выгодные транспортные коридоры для своих товаров, для Южной Осетии в качестве существенного ресурса следует рассматривать положение страны на транскавказской меридиональной магистрали и в непосредственной близости от Закавказского транспортного коридора Восток-Запад.

На сегодняшний день транзитный потенциал транспортного коридора Восток-Запад (который интересен прежде всего странам Запада в плане транзита углеводородов в обход российского маршрута) практически выбран. В то же время влиятельные акторы проявляют растущий интерес к перспективе меридионального транскавказского коридора.

Не углубляясь в детализацию относительно того, кто может проявлять интерес к транскавказскому коридору помимо участников Большой игры, крупнейших западных держав и интеграционных объединений (для которых интересны важные транспортные коммуникации практически везде), отметим, что достаточно внимательного взгляда на географическую карту, которая сама подсказывает векторы интересов. Это не только Армения, которую от других стран Таможенного союза отделяют территории Грузии и Южной Осетии, но также Иран и Турция с возможностью создания транспортных коридоров от российского Предкавказья до южных морей. В данной ситуации важно определиться с теми вызовами, которые может принести Южной Осетии этот растущий интерес.
На данный момент граница между Южной Осетией и Грузией для передвижения коммерческих грузов практически закрыта. Законодательные акты, принятые Грузией после августа 2008 года, делают невозможным транзит через территории Южной Осетии и Абхазии. Однако заинтересованные акторы найдут рычаги воздействия на Грузию, чтобы изменить ее позицию.

В ходе переговоров по вступлению Российской Федерации во Всемирную торговую организацию в 2011 году Грузия уже была вынуждена, по сути, дать свое согласие на транзит грузов через территорию Южной Осетии и Абхазии, хотя и с рядом оговорок [3]. Конкретного механизма для реализации достигнутых соглашений без участия югоосетинской стороны не просматривается.

Для некоторых влиятельных игроков одной из целей открытия транзита для Грузии является эрозия самого понятия государственной границы с Южной Осетией, открытие доступа на ее территорию и постепенное всасывание Южной Осетии в грузинское экономическое пространство [4].

Открытие транзита может быть важным для Грузии с экономической точки зрения. До закрытия Грузией границы с Южной Осетией под предлогом борьбы с контрабандой в 2004 году, экономика Грузии существенно пополнялась за счет торговли и транзита. Однако с закрытием границы транзит через Грузию стал затруднительным. Пропускная способность Военно-Грузинской дороги значительно ниже пропускной способности югоосетинского транзитного коридора. Югоосетинский круглогодичный транзитный коридор намного удобнее и безопаснее маршрута через Верхний Ларс, который к тому же в зимний период нередко приходится закрывать. Периодически обсуждается возможность строительства Транскавказской железной дороги через Южную Осетию.

Однако самой Южной Осетии транзит может принести пользу только в том случае, если она сможет показать всем заинтересованным сторонам свою способность быть серьезным партнером, понимающим и умело отстаивающим свои государственные интересы. Этого может добиться только эффективное государство. Государственные институты должны противостоять внешним силам и группам влияния, интересы которых не имеют ничего общего с интересами югоосетинской государственности.

Еще одним немаловажным фактором является создание соответствующей логистической инфраструктуры и ее обслуживание. Чтобы транзит работал на интересы Южной Осетии, она должна обеспечивать гарантии безопасности для грузопотока, создавать максимально комфортные и понятные условия для его осуществления, а также осуществлять эффективное таможенное администрирование. Другими словами, Южная Осетия должна позиционировать себя в качестве ответственного собственника и менеджера транспортной и таможенной инфраструктуры, надежным партнером, готовым к сотрудничеству.

Необходимо учесть, что здесь Южной Осетии придется столкнуться с мощным противодействием различных внешних акторов. Главный аргумент, который будет эксплуатировать грузинская сторона и союзники Грузии, это ссылки на якобы отсутствие международной правосубъектности у Южной Осетии, а, следовательно, и возможности заключать соответствующие соглашения.

Международная правосубъектность Южной Осетии вполне очевидна. Южная Осетия поддерживает дипломатические отношения и осуществляет сотрудничество в различных сферах с несколькими странами мира, этот процесс необратим и будет только ширится. При правильном подходе югоосетинской стороны и некоторых других акторов региона, Грузия будет вынуждена принять существующее положение вещей и осуществлять сотрудничество в приемлемой для Южной Осетии форме.

Однако если в Южной Осетии не успеют или не смогут укрепить соответствующие институты, создать необходимую правовую базу, таможенную и логистическую инфраструктуру, то это может быть чревато крайне негативными последствиями. В качестве примера можно вспомнить девяностые годы, когда через Южную Осетию осуществлялся огромный транзитный грузопоток, ни на йоту не способствовавший укреплению югоосетинской государственности, скорее наоборот. Сейчас последствия могут быть более опасные, чем в приснопамятные девяностые.
От того, успеет ли и сможет ли Южная Осетия сконцентрироваться на реализации в своих интересах копящегося потенциала и при этом нейтрализовать возникающие вызовы, будет зависеть жизнеспособность югоосетинской государственности. Времени на апгрейд немного. Современный мир мобилен и меняется очень быстро. Отставание или промедление может иметь крайне негативные последствия.

______________________

1. Протокол заседания XXXIV сессии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России от 16-17 октября 2008 года // Официальный сайт Парламентского Собрания Союза Беларуси и России http://belrus.ru/activities/sessii_parlamentskogo_sobrania/session34.html

2. См.: Глава II Устава ООН // Официальный сайт ООН http://www.un.org/ru/documents/charter/chapter2.shtml; Список государств-членов ООН // Официальный сайт ООН, http://www.un.org/ru/members/


3. См.: Россия и ВТО: закулисье переговоров с Грузией http://inosmi.ru/europe/20111122/178181282.html; Россия и Грузия по-разному смотрят на сделку по ВТО // Русская служба BBC, http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2011/11/111103_wto_georgia_russia_date.shtml

4. «Вовлечение без признания – новая возможность для мира» //
Eastern Partnership Community, http://www.easternpartnership.org/ru/publication/2011-09-12/vovlechenie-bez-priznaniya-novaya-vozmozhnost-dlya-mira; Государственная Стратегия Грузии в отношении оккупированных территорий от 27 января 2010 года // Сайт Аппарата государственного министра Грузии по вопросам примирения и гражданского равноправия http://www.smr.gov.ge/docs/doc212.pdf

Comments

( 1 комментарий — Оставить комментарий )
astra_nat
7 янв, 2015 16:08 (UTC)
С днем рождения!
( 1 комментарий — Оставить комментарий )

Profile

Кочиев Алан на прессконференции в регнум
rupor_naroda
Алан Кочиев, rupor_naroda
ССЫЛКИ

1. Мой блог на mail.ru
2. Я в контакте
3. Моя группа в контакте
4. Мой блог на blog.ru


СТАТИСТИКА

Locations of visitors to this page


Рейтинг блогов

Рейтинг блогов

Рейтинг блогов



Автору на блог!
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку





Latest Month

Февраль 2014
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728 
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner